В поисках русской литературы XXI века

Последние пару лет меня как минимум раз в год накрывает настырная и раздражающая мысль о том, что мои отношения с современной русской литературой до сих пор остаются туманными и невыясненными. Я не могу сказать, что я не люблю современных русскоязычных писателей. Потому что, я их никогда целенаправленно не читала и абсолютно не знаю. Это очень странное и не уютное  чувство, как будто обитаешь с незнакомым человеком в соседних квартирах, слышишь отголоски его жизни через стену, но как его зовут, как он выглядит, или какой у него характер, даже не представляешь. Так, здороваешься дежурным кивком с невнятной и безликой тенью в коридоре, и на этом общение заканчивается. Согласитесь, это как-то не вежливо. Вот и за современной отечественной литературой я наблюдаю исключительно через «стену» своей лени и нелюбопытства: вот все хвалят чей-то роман, а вот шорт-лист премии оглашают, или чья-то книга стала бестселлером…. И, судя по обилию новых имен и названий, авторы пишут вполне плодотворно.  До меня же долетает только некий звон, а о чем он – я ни сном, ни духом. Сами тексты в глаза не видела. И что особенно обидно, с русской литературой в целом отношения вполне определились и взаимные любови давно найдены. У меня есть мой ХIХ век Федора Михайловича и Льва Николаевича, есть любимцы в Серебряном веке и привязанности из разношерстных 30-х от Булгакова до ОБЭРИУТов, и даже в советской литературе притаились такие родные Федор Абрамов и Юрий Рытхэу. А вот с русским литературным ХХI веком мы пока чужие, и поговорить по душам мне там не с кем…

Первой ласточкой, вдохновившей меня прочитать что-то из современного и отечественного, как ни странно, стала книга не художественная. Увлекательнейшее исследование Павла Басинского «Лев Толстой: бегство из рая» заставило меня буквально ходить по потолку от восторгов и до сих пор некоторые из друзей рискуют получить эту книгу в подарок. Но цель моя все-таки лежит в сфере художественных текстов, и вот тут начинаются настоящие мучения. Каждый раз берешь книгу современного автора, словно заряженный револьвер для игры в своеобразную литературную «русскую рулетку». В лучшем случае, выстрел холостой, и тогда книга просто оказывается читабельной. Например, так было с романом «Географ глобус пропил». Местами невероятно красиво написано, но в целом без восторгов. Либо, фигурально выражаясь, нарываешься на «пулю» в виде текста, которым просто себе мозги вышибаешь, как было с «Женщинами Лазаря» Марины Степновой. Я эти сладкие и липкие кисельные сопли долго и запойно потом лакировала зарубежной прозой. Такой печальный опыт надолго отбивает охоту к дальнейшим поползновениям.

 Я понимаю, что возможно это утопия и несбыточная мечта, но мне страсть как хочется найти и в современной русской литературе «свои» книги и «своих» авторов. Сейчас вокруг меня такое обилие иностранных языков, что мне жизненно необходимы тексты, зачатые и рожденные именно на русском языке. Самое время закрыть лакуны и найти (или потерять) свой XXI век русской литературы. Весь вчерашний вечер я развлекалась, составляя себе список на прочтения из книг, которые по разным причинам привлекли мое внимание. Принципы отбора были до абсурдного разнообразными: громкая премия, любопытная для меня тема, интересный исторический пласт, красивая обложка, странное название. Единственное условие — книга должна быть написана уже в 2000-х годах. В результате, образовался список из 15 авторов и книг, которые я постараюсь прочитать в обозримом будущем. Ни с одним из этих авторов я пока не знакома, в жанровой политике придерживалась интуитивного самодурства – хватала все, что меня заинтересовало или зацепило. Правда, у некоторых авторов затрудняюсь с выбором, поэтому пока прописала по две книги.  Предположу, что я осилю не всех и не всё. Оставляю за собой священное право бросать книги недочитанными, если совсем плохо дело пойдет. Все это добро я оптимистично закинула себе в читалку, посмотрим, насколько меня хватит в этом ура-патриотическом эксперименте. И в качестве небольшой затравки, одна книга из этого списка уже почти прочитана и там определенно есть о чем поговорить….

И, тадам-пам-пам, мой длинный список к прочтению (Список обновлен 06.09.16):

  1. Александр Чудаков «Ложиться мгла на старые ступени »
  2. Александр Терехов «Каменный мост »
  3. Евгений Водолазкин «Лавр»
  4. Захар Прилепин «Обитель»
  5. Михаил Шишкин «Письмовник», «Венерин Волос»
  6. Мария Галина «Автохтоны»
  7. Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза»
  8. Андрей Волос «Возвращение в Панджруд»
  9. Андрей Иванов «Харбинские мотыльки»
  10. Дина Рубина «Подчерк Леонардо», «Синдром Петрушки»
  11. Алексей Макушинский «Пароход в Аргентину»
  12. Денис Драгунский «Архитектор и монах»
  13. Владимир Шаров «Возвращение в Египет»
  14. Наиль Измайлов «Убыр»
  15. Сергей Кузнецов  «Калейдоскоп. Расходные материалы»
В поисках русской литературы XXI века: 5 комментариев

  1. Вика, ты просто сделала мой вечер фразой «эти сладкие и липкие кисельные сопли». Так и есть потому что, именно таковы «Женщины Лазаря».
    Я нашу современную лит-ру читаю/ла достаточно много,поэтому немного в курсе, как там и что, кто рулит и кто у кого списывает.
    Завидую, что ты еще не читала Шишкина (лучше начать с «Письмовника», «Венерин волос» намного сложнее) и Водолазкина (обожаю его, Лавр — это навсегда, это самая-самая лучшая книга из всех современных начиная с двухтысячных).
    Немного понаглею и подкину тебе еще книг:
    внезапно не двухтысячные — И. Грекова «Кафедра» и «Свежо предание», а вообще все у Грековой, у нее не проза, а химия, это просто нужно читать:)
    Двухтысячные: «Кысь» Толстой, «Мысленный волк» Алексея Варламова, «Жили-были старик со старухой» Е. Катишонок.
    Это книги, которые в свое время прогремели и до сих пор продолжают греметь, и заслуженно.

    Нравится

    • Маша, ну у меня правда от прозы Степновой чуть все не слиплось!))
      У Грековой давно в планах «Кафедра». А вот к Варламову присмотрюсь повнимательнее, никогда о нем не слышала.

      Нравится

      • Поплюсую «Кафедру». Что-то вы меня с «Женщинами Лазаря» озадачили, я уж было рассчитывала на годную семейную сагу, а вы ругаетесь. Ну, посмотрим 😉

        Нравится

      • Маня, «Женщины Лазаря» клёвые, как по мне, но это не отменяет кисельных соплей. Ты поймешь про сопли, когда начнешь читать:)
        Вообще М. Степнова крута, у меня сестра — ее фанатка, а я так, на подхвате, группа поддержки.

        Нравится

  2. А вот первая книга в Вашем списке чудесна (созвучно с фамилией автора:) ), я уверена, что Вы получите удовольствие от чтения.

    Нравится

Добавить комментарий

